суббота, 28 декабря 2013 г.


Война атаманов

Кому выгодно расчленение Ставропольского казачьего округа

Антон Чаблин
журналист, политолог







Все аналитики уже подметили, что на вчерашней пресс-конференции Владимир Путин ни полусловом не коснулся Северного Кавказа, а также межэтнических и межрелигиозных проблем в современной России. (Не в пример, кстати, недавнему посланию Федеральному собранию, в котором Путин много говорил о межнациональном мире, мигрантах и русском национализме).

Пожалуй, единственная тема, затронутая президентом на пресс-конференции, которая хоть как-то связана с Кавказом – это казачество. Отвечая на вопрос журналиста Ивана Прытыки из газеты «Кубанские ведомости», Путин похвалил казаков за следование традициям патриотизма и поддержал быстро распространяющуюся по России практику создания казачьих дружин. Но нашлась и ложка дегтя…

«Что касается самоорганизации казаков, то мы её поддерживаем…. Есть и свои издержки и какие-то нарушения, злоупотребления. Просто с этим нужно бороться, нужно на это реагировать», – подчеркнул президент. Как в воду глядел. То, что сейчас происходит в Терском казачьем войске, – яркое подтверждение путинских слов.



«Нас сделали крепостными»

«Кавказская политика» уже писала о скандальном казачьем круге Терского войска (ТВКО), который состоялся 14 декабря в Новопавловске (см. статью «Логика нагайки»). На нем завершился период бесславного атаманства Сергея Клименко, появление которого во главе терского казачества вызвало раскол в реестровом войске. Делегаты приняли отставку Клименко, правда, не единогласно – 43 человека голосовали «против» его отречения (якобы добровольного).

Затем, по уставу, требовалось принять решение о проведении круга по выборам нового атамана (он должен состояться не позднее чем через шесть месяцев). А до этого времени, опять-таки по уставу, Совет атаманов обязан возложить исполнение обязанностей атамана на его первого заместителя (товарища).

Однако на упомянутом круге первого зама Василия Сергеева также отправили в отставку, что многие казаки посчитали грубейшим нарушением. В частности, первый атаман ТВКО, генерал Владимир Шевцов покинул круг, в сердцах бросив: «Простите меня братья-казаки за то, что я привел вас в реестр… который сделал нас крепостными. Я не думал, что из этого получится такое!» (запись доступна на YouTube).

В связи с отставкой Сергеева полномочия атамана временно были возложены на иное лицо… которым ну совершенно случайно оказался 70-летний казачий генерал Василий Бондарев – бывший атаман войска, ныне председатель войскового Совета стариков и Суда чести. Кандидатуру Бондарева предложил Совет атаманов, а делегаты почти единогласно утвердили. Ничего удивительного в таком единодушии нет: в числе 308 делегатов были только «проверенные» люди – сработала административно-командная схема, тщательно выстраиваемая номенклатурщиком (выходцем из КПСС) Бондаревым на протяжении 12 лет атаманства.

Как было объявлено на круге, полноценные выборы состоятся в ближайшие четыре-шесть месяцев (да больший срок и не предусматривает казачий устав). Правда уже то, что не были названы конкретные сроки проведения выборного круга, является грубым нарушением устава, завил в интервью «Кавказскому узлу» директор Казачьего информационно-аналитического центра (КИАЦ) Алексей Зборовский. «Возможно, протоколы этого мероприятия будут оформлены позже… Но должны были сделать это на круге», – говорит Зборовский.

Сразу скажем: сам Бондарев претендовать на пост атамана не может в силу почтенного возраста. Поэтому, можно предположить, он попытается сделать всё от него зависящее, дабы период «временности» продлился как можно дольше.

Не потому ли Бондарев до неприличия активно «обаивает» молодого и пока еще неопытного в казачьих делах врио губернатора края Владимира Владимирова, и даже внес его кандидатуру в список претендентов на атаманскую булаву. Причем, вероятно, попытки влияния экс-атамана на врио губернатора продиктованы сугубо политическими мотивами: через Бондаренко пытается вписаться в изменившийся внутриэлитный расклад Ставрополья «клан» другого почетного отставника (бывшего губернатора края), закаленного партаппаратчика Петра Марченко.

Кто подставляет губернатора?

Странно и то, что большой казачий круг готовился давно, однако Москва (в лице Минрегиона и президентского Совета по делам казачества) почему-то так и не успела окончательно утвердить кандидатуры на пост войскового атамана. Поэтому, как было объявлено на круге, в течение ближайших месяцев, покуда готовятся выборы, предстоит решить вопрос с потенциальными кандидатами.

Понятно, что наибольшие вопросы вызывает именно кандидатура Владимирова, которая оказалась в «шорт-листе» с молчаливого согласия полпредства в СКФО и синодального совета РПЦ по делам казачества (его возглавляет ставропольский митрополит Кирилл). Однако теперь, на фоне сопровождавших казачий круг скандалов, включение Владимирова в список претендентов вызвало резкое неодобрение в администрации президента. Иначе как самоотводом Владимирову такой накал не снять.

«О вопросе, казак губернатор или нет. Есть копия его удостоверения казака, есть его заявление о постановке на учет в Ставропольское казачье городское общество Терского войска. Сделан запрос о пересылке его личного дела казака из Салехарда к нам на постановку на учет.

Теперь о тех, кто рассуждает, хорошо или плохо, если он станет войсковым атаманом. Конечно же реестровые, в основном, в восторге. Статус, ресурс, поддержка, разговор о судьбе братьев-казаков в соседних республиках на равных – всё это им любо. Это понятно, это отвечает их чаяниям. Но губернатор – политик не только регионального, но и федерального уровня, здесь нужна взвешенность при принятии решения», – прокомментировал щекотливую ситуацию с атаманством Владимирова председатель краевого комитета по делам национальностей и казачества Александр Якушев.

При условии, что Владимиров проявит благоразумие и снимет свою кандидатуру, наиболее вероятными претендентами на пост атамана останутся минераловодский атаман, депутат краевой думы Олег Губенко и бывший заместитель командующего Кавказским особым пограничным округом Александр Даниленко.

Особой остроты борьбе придает тот факт, что у Москвы на терское казачество большие виды: в будущем году по различным программам войско сможет получить до 500 млн. рублей (одно из направлений работы – это подготовка мобилизационного резерва для Минобороны, на что сегодня делает ставку министр Сергей Шойгу). Вряд ли такие «масштабные» задачи доверят кому-то из местных казаков вроде Губенко (тех, что «от сохи») – для освоения больших бюджетов элитам нужен проверенный аппаратчик. Типа генерала Даниленко.

Клан мероприятий

Один из главных козырей нового врио атамана – это идея разделения Ставропольского казачьего округа (крупнейшего на сегодняшний день в составе ТВКО) на несколько самостоятельных. Эту идею Бондарев неоднократно озвучивал за последние годы, в том числе перед губернатором Валерием Гаевским.

Причем его разделение должно произойти по границам существующих православных епархий, которых на территории края уже три. Напомним, что в марте 2011 года решением Священного синода Ставропольская и Владикавказская епархия, охватывающая всю территорию СКФО, прекратила существование: появились Пятигорская и Черкесская епархия (в нее вошли приходы Минераловодского, Предгорного и Кировского районов края, а также КБР и КЧР) и Ставропольская и Невинномысская епархия. Из состава последней в июне 2012 года была выделена Георгиевская и Прасковейская епархия, объединившая 11 восточных районов края.

Еще один аргумент «за» – появление трех окружных атаманов вместо нынешнего одного позволит Ставрополью иметь больший аппаратный вес в Совете атаманов ТВКО: именно ставропольские казаки составляют две трети в числе терцев. В то же время, упразднение поста атамана Ставропольского округа (с которым сегодня единолично и выстраивает отношения правительство) позволит атаману ТВКО иметь «прямой» выход на губернатора для решения сугубо политических вопросов. Ну а атаманы новоявленных округов будут такой исключительности лишены, довольствуясь лишь обсуждением «текучки».

«Такие идеи ходят давно и вносились всем губернаторам края. При всей заманчивости идеи здесь много рисков. По крайне мере окружной Совет атаманов эту идею не поддержал», – говорит Александр Якушев по поводу перспектив разделения округа.

Как подтвердил «Кавказской политике» бывший помощник терского атамана Александр Сысоев, законопроект о разделении Ставропольского округа на несколько самостоятельных он лично подготовил и внес на рассмотрение в краевой парламент еще предыдущего созыва.

«Я вносил законопроект, согласно которому на территории края может быть не одно окружное общество ТВКО (он допускает создание округов с сохранением процедуры и принятии решения самими казаками). Моя инициатива была основана на мнении многих казаков. В этом году законопроект отклонили после двух лет «отлёжки». Ничего страшного в такой структуре нет. Единство войска остается, а вот представительство края в совете атаманов ТВКО усиливается. Конкретизируется и связь с церковью. Отношения с краевой властью остаются, а вот управляемость улучшается», – рассуждает Сысоев.

Печально я гляжу…

На большом круге в Новопавловске с задних рядов (а после его окончания – в социальных сетях) все чаще звучали фразы о «смерти» казачьей демократии. О том, что атаманы сознательно погребают ее партийно-совковыми «посиделками» в угоду личных неуемных амбиций.

«Мне стыдно перед памятью моих предков, участников образования терского казачества. Раскол в войске и недоверие казачьим чиновникам у простых казаков обозначился… Надо это время [до выборного круга]использовать для наведения порядка с руководящим звеном окружного и районного масштаба. Надо провести круги (и не из специально отобранных делегатов, а на кругах должны быть все казаки), и дать оценку всем атаманам. Надо убрать скомпрометировавших себя атаманов, атаманы-бизнесмены не должны быть в руководстве», – убежден Дмитрий Разумов, первый товарищ атамана Кавказской казачьей линии (замечу, нереестровой).

Можно сколько угодно плодить, сливать-разделять казачьи округа, отделы и общества – но все это вторичное, наносное, преходящее… Главное, что отсутствует взаимопонимание между казачеством и властью, которой люди в бурках и призваны служить. По большому счёту, государство до сих пор не понимает, чего именно хочет от казачества (и как свои желания реализовать), а тем временем казаки пытаются «ухватить» побольше от раздумывающего государства.

Потому и приезжающие из Москвы «уполномоченные» атаманы свято верят, будто терские казаки живут в казармах, как ОМОН и готовы в любой момент встать под ружьё. А вот всё прочее, составляющее неотъемлемую часть жизни казачества: культура, землепашество, воспитание… О, всё это безумно далеко для людей, рядящихся в одежды казачьих «заступников», а тем временем обтряпывающих свои собственные делишки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий